Обычно родители тщательно выбирают школу для своего ребёнка, обращают главное внимание на качество академической подготовки. От того, насколько правильным будет сделан этот выбор, будет зависеть и успеваемость, и качество знаний, и психологического состояние вашего ребёнка.
Не секрет, что все школы разные, в каждой свой микроклимат, мироустройство. И хотя учебные программы могут быть одинаковыми, через несколько лет опытный глаз сразу определит, какие ученики из какой школы. Ребёнок, попадая в любую из школ, может получить на выходе примерно одного уровня образование, но какова будет «цена вопроса» в каждом случае? В одной школе он может истощать свои психические ресурсы, постоянно работать на отрицательном подкреплении, всё время чувствовать себя догоняющим, работать на износ и не получать удовлетворение от обучения. А если ребёнок нуждается в похвале? В другой же школе, где другие стимулы к учёбе, ребёнок может развиться, будет успевать и на дополнительные кружки по интересам, разносторонне развиваться и вообще радоваться жизни.
Репутация школы состоит из отзывов родителей тех детей, которые учатся в ней. Поэтому имеет смысл поговорить как можно с большим количеством родителей, услышать разные мнения – и хорошие, и плохие. Так вы будете иметь первоначальное представление о плюсах и минусах заведения.
Не отрицая пользы новейших методик и интенсивного развития, думается, всё-таки гораздо важнее выяснять другое: умеет ли учительница, в чей класс попадёт ваш юный ученик, бережно, с пониманием относиться к каждому ребёнку. Нет ли в классе, который она уже вела, обидных кличек, «затюканных» учеников (которые школы боятся до дрожи в коленках), и вообще: радуются ли её ученики в воскресенье вечером, что в понедельник им снова в школу. Честное слово, мы сами удивились, когда узнали, что такие школы бывают.
И дошколята, и первоклассники оценивают себя и друг друга, опираясь на мнение взрослых людей. В школе главным авторитетом для маленького ученика становится его первая учительница. И её мнение детвора считает самым авторитетным. Так, как она будет относиться к определённому ученику, так, скорее всего, к нему будут относиться и все одноклассники. Пользуется уважением учительницы – уважаем в классе. Нет – извините, но в лидерах ему пока не быть. Да и мнение ребёнка о себе самом во многом зависит от того, какой окажется его первая учительница.
С другой стороны, в какой бы класс ни попал ваш ребёнок, в первую очередь, поддержать его и верно настроить должны вы сами.
Дети поголовно все собираются стать отличниками. Это похвальное желание, но…
Когда ребёнок поступает в школу, мы тоже ориентируем его на успех. Это правильно, но мы допустим большую ошибку, если будем ориентировать своих детей только на успех и не подготовим их к тем разочарованиям, которые встретятся им в школьной жизни. Обязательно будут и неудачные ответы у доски, и «заваленная» контрольная, и приятели, которые подвели… Будут такие моменты, когда он почувствует себя несправедливо обиженным, беспомощным, растерянным маленьким существом. Потому что он начинает входить в большую жизнь. Ребёнок должен научиться справляться со всем этим, сначала – с нашей помощью, а потом и самостоятельно.
В идеале человек должен научиться на каждую свою ошибку и неудачу смотреть как на полезный жизненный урок.
Поэтому, какую бы школу вы не выбрали для своего ребенка, узнайте заранее к какой учительнице попадет ваш ребенок, поговорите с родителями учеников, учившихся у нее.
Многое зависит от личности первого учителя (учительницы). В этом возрасте ребёнок многому учится, перенимая «поведенческий код» другого человека — это именно тот случай, когда «дурной пример заразителен», «с кем поведёшься — от того м наберёшься». Но «набраться» можно и хорошему. Если такие качества первого учителя как рассудительность, вдумчивость, последовательность, уверенность, систематичность и др. являются не только профессиональными, но и чертами личности педагога, то ребёнок приобретёт и их. Также важно посмотреть учителя и ребёнка на совместимость, например, темпераментов. Если ваш ребёнок не тугодум, но весьма неспешный меланхолик, а учитель, к которому вы присматриваетесь, буквально высекает искры из воздуха своей активностью (быстрая речь, порывистая походка, инициативы и новации), вряд ли такой учитель сможет уделять вашему ребёнку много внимания и будет испытывать к нему симпатии.
Но не только школы разные — дети тоже разные. Так как же подобрать школу для конкретного ребёнка?