Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности, поэтому он очень важен в жизни ребёнка.
Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это- сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Исходя из определения М. Веллера (универсальный словарь по русскому языку С-Петербург, 2009г.) адаптация- это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Чёткий режим дня, питания, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение- все эти изменения создают для ребёнка стрессовою ситуацию, которая влияет на его психическое и физическое здоровье.
Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста- психолога. Из наблюдения в течение 3-х лет мною замечено, что легче адаптироваться:
– детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;
– детям физически здоровым;
– детям, имеющим навыки самообслуживания;
– детям, чей режим близок к режиму сада;
– детям, чей рацион питания приближен к садовскому.
Чтобы привыкание детей к новому образу жизни было максимально безболезненным, коллективом нашего детского сада МБДОУ № 101 «Колокольчик» г. Таганрога был выработан комплексный подход к решению проблемы адаптации. Одним из важных направлений работы д/с по успешной адаптации детей мы считаем их заинтересованность в согласованности своих действий и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду дают положительные результаты.
Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности. Исходя из этого можно сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и разработать для него приёмы и подходы. Поэтому при поступлении ребёнка в д/сад воспитатели предлагают:
– сообщить все сведения о ребёнке;
– заполнить анкету для родителей;
– памятка для родителей, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.
В период адаптации малыша многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях воспитателя, психолога, медицинских работников. Опыт нашей работы показывает, что одна из задач воспитателя -успокоить прежде всего взрослых, создать атмосферу доверия между сотрудниками и родителями. При первом посещении детского сада мы приглашаем родителей осмотреть групповые помещения, шкафчики, кровати, игрушки, рассказываем, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, знакомим с режимом дня.
Следующее направление нашей работы – создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Мы уверены, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе . Первые контакты с ребёнком- это помощь и забота. Основная задача педагога на первом этапе – заслужить доверие ребёнка. Детям нравится , когда воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории. Для того, чтобы вызвать у детей интерес к игровой деятельности, мы предлагаем:
– игры с песком и водой;
– нанизывание колец пирамидки ;
– сжимание кистей рук( дать резиновую игрушку- пищалку);
– рисование фломастерами, красками, маркерами;
Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, в группе имеется альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу.
Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:
– игры « Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;
– пальчиковые игры « Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».
– поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.)
Одним из важных условий успешной адаптации является планирование работы в этот период.
Как показывает опыт нашего детского сада, работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Её не обходимо планировать. Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа помогает воспитателю переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. Планирование ведётся по четырём направлениям:
1. Игровое взаимодействие со взрослым.
2. Играем и строим самостоятельно.
3. Формируем эмоциональную отзывчивость.
4. Развиваем движения.
Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие , следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы.
В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.
В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» мы включаем: чтение стихотворений , пение песенок, слушание музыки, рассказывание сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за объектом природы, рисование.
Планируя раздел «Развитие ребёнка» мы подбираем: игровые упражнения, подвижные игры, музыкальные игры, пальчиковые упражнения.
Успешность адаптации можно наблюдать в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.
Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.
Таким образом, прежде чем отправить ребёнка в детский сад, необходимо встретиться с родителями как минимум за месяц до посещения, предложить им пообщаться с психологом и медицинскими работниками, познакомить с режимом группы и рационом питания.