В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Существуют три основных направления по подготовке дошкольников к обучению письму:
1. Развитие речи.
2. Подготовка к технике письма.
3. Аналитика – синтетическая деятельность. Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомления самым негативным образом сказываются на овладения графическими навыками и, более того, на развития детского организма.
При обучении письма возникают противоречия между психофизическими особенностями ребенка – его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др. и дидактическими задачами.
Чтобы избежать негативных последствий при обучению письму, мною были подобраны игры и упражнения, позволяющие каждому ребенку постепенно без перегрузки, с максимальным учетом их индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности. Предлагаемые упражнения дети выполняли дома под руководством родителей и, и воспитателей в детском саду. Для укрепления и развития руки, координации движений полезны следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывании и развязывание лент, плетение из ниток, завязывание узелков, перекладывания мелких игрушек и работа с мелкими деталями инструктора, всасывание из стакана воды, пересыпание мелких круп и т.д.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического навыка. Интерес к графической деятельности у детей начинает развиваться достаточно рано – на втором году жизни, тогда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге.
Начиная с младшего возраста с детьми проводятся различные пальчиковые игры, что стимулирует речевое развитие путем тренировке движений пальцев рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения, что в дальнейшем облегчит приобретения навыков письма. С детьми организуются игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинами. Детям предлагаю сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, эти предметы, в более старшем возрасте выкладывания букв из семян, веточек, мелких пуговиц, катаем карандаши с гранями между ладонями.
С младшего возраста детей учат работать с ножницами, резать бумагу прямо, срезать уголки, а в старшем возрасте вырезать уже силуэты различных предметов, обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую», «Загадай, я отгадаю».
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Систематическое вырезывание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. С младшего возраста необходимо давать возможность пользоваться детям различными книжками, раскрасками, рисованием – трафаретами, выполняя работу по раскрашиванию, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободна, хотя его рука проделывает те же манипуляции что и при письме. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Работа с бумагой, оригами, плетение помогает развитию точных движений и памяти. С младшего возраста можно организовать игру «Умные шнурочки», а в более старшем возрасте выполнить поделки в стиле оригами, плетение ковриков из полосок бумаги. Потребность «писать по – письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению к школе.
Формирования интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведения элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучения правильным приёмом действий: вести линию с верху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно – важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Упражнения на развитие аналитико – синтетической деятельности предшествуют работе с буквами. Педагог предлагает назвать элементы, из которых составлены изображения «какие элементы?», их пространственное расположение. Анализ образа букв включает в себя умения ребёнка определять количество элементов в букве, давать их характеристику, объяснять пространственное расположение. Например: в печатной букве А три элемента – две длинные палочки и одна короткая. Синтез образа букв создает образ буквы из необходимых элементов. Дифференциация образа букв начинается с закрепления образа букв. Она включает в себя следующие игры и упражнения: «Подбери такую же», «Буква в разных нарядах», «Определи на ощупь».
Мною был проведен тест на определение уровня развития мелкой моторики рук. По результатам этого теста было выявлено, что у детей навыки развития мелкой моторики рук развиты в норме, у двух детей результаты выше нормы.