1.2.2 Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
1.2.3 Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательной организации.
1.2.4 В общении с воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
1.2.5 Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
1.2.6 Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
1.2.7 Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
1.2.8 Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.
1.2.9 Педагог дорожит своей репутацией.
2 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ
2.1 Общение педагога с воспитанниками
2.1.1 Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
2.1.2 В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
2.1.3 Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
2.1.4 При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
2.1.5 Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
2.1.5 При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
2.1.6 Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
2.1.7 Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2.1.8 Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
2.1.9 Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.
2.1.10 Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников.
2.2 Общение между педагогами
2.2.1 Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
2.2.2 Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
2.2.3 Педагоги одной образовательной организации избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
2.2.4 Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других образовательных организациях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.
2.2.5 Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.
2.2.6 Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
2.2.7 Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.
2.3 Взаимоотношения с администрацией
2.3.1 Образовательная организация базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
2.3.2 В образовательных организациях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий ДОУ.
2.3.3 Администрация ДОУ терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
2.3.4 Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.
2.3.5 Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
2.3.6 Оценки и решения заведующей ДОУ должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их личной близости или покорности главе администрации.
2.3.7 Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их организации. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в образовательной организации на основе принципов открытости и общего участия.
2.3.8 Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательной организации выполнять свои непосредственные функции.
2.3.9 ДОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики, заведующая ДОУ должна принять все законные меры для их устранения.
2.4 Отношения с родителями и опекунами воспитанников
2.4.1 Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
2.4.2 Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов – о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
2.4.3 Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.
2.4.4 Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
2.4.5 На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами ДОУ.
2.5 Взаимоотношения с обществом
2.5.1 Педагог является не только воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
2.5.2 Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.
2.5.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СВОБОДА СЛОВА
3.1 Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.
3.2 При отборе и передаче информации воспитанникам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности.
3.3 Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.
3.4 Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о региональной или государственной политике просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
3.5 Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
4.1 Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества образовательной организации.
ЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И САМООТВОД
5.1 Педагог и заведующий ДОУ объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.
5.2 Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
5.3 Педагог не может представлять свою образовательную организацию в судебном споре с другой организацией, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.
ПОДАРКИ И ПОМОЩЬ ДОУ
6.1 Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
6.2 В некоторых случаях, видя уважение со стороны воспитанников, их родителей (законных представителей) и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки.
6.3 Педагог может принимать лишь те подарки, которые:
1) преподносятся совершенно добровольно;
2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога;
3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.
6.4 Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали воспитанников или их родителей (законных представителей) для вручения таких подарков или подготовки угощения.
6.5 Руководитель образовательной организации или педагог может принять от родителей воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную организации. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.
ПРИЕМ НА РАБОТУ И ПЕРЕВОД НА БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ДОЛЖНОСТЬ
7.1 Заведующий ДОУ должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности.
7.2 Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в организацию, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения.
7.3 Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.
Приложение к кодексу профессиональной этики педагога.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.
Деловой этикет – это свод определённых правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культуры, науки и т.д., то есть в сфере вашей профессиональной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени и обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета в большей степени являются условными и носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.
В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хорошим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Буфетчица, вахтёр, гардеробщица – всё это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся на целый день. Можно пройти мимо, не обратив внимания, а можно поздороваться, улыбнуться и сказать несколько приятных слов.
Корпорация – организация, созданная для защиты интересов ее участников. Может служить формой профессионального объединения или государственного управления. Членов К. объединяют корпоративная этика (культура) – совокупность ценностей (традиций) и убеждений, разделяемых членами и работниками фирмы, организации, объединения.
Команда (управленческое значение) – группа членов пед. коллектива, связанных единой активностью людей, отношения которых характеризуются совместимостью и срабатываемостью; достигает высокого результата деятельности благодаря организованности совместных действий. Оптимальный состав К. 8 человек: председатель, организатор, контролер, эксперт, идеолог, информатор, оппозиционер, фасилитатор, специалист. В К. подбираются люди творческие, самостоятельные, заинтересованные в реформировании учебного заведения и здраво воспринимающие нововведения.
Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутриколлективных деловых и неформальных связей.
Корпоративный имидж – комплекс мер для создания привлекательного образа учебного заведения и продвижения его услуг на рынке образования. К числу таких мер относятся оформление интерьера, прямой и косвенный сервис, регалии руководителей и ведущих сотрудников.
Корпоративный кодекс – система правил, неукоснительно соблюдаемых сотрудниками в процессе взаимодействия с коллегами и воспитанниками.
Корпоративные правила делового общения – рекомендации по организации и поддержанию взаимодействия, носящие характер настойчивого пожелания. Корпоративные правила направлены на реализацию основной образовательной стратегии с непременным сохранением высокой деловой репутации.
Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, задающих людям ориентиры поведения и действий, присущих системе образования, отражающих ее индивидуальность и принимаемых членами педагогического сообщества.
Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации.
Организационная культура – «деловое кредо» организации, т.е. совокупность основных целей ее деятельности, концентрированное выражение ее философии, политики, общей концепции управления, прямо или косвенно провозглашаемое и реализуемое администрацией и сотрудниками. О.К. индивидуальна для каждого учреждения, включает в себя также систему норм, ценностей. Правил, уровня нравственности в межперсональных отношениях, моделей коммуникации и поведения (вплоть до манеры одеваться и говорить), разделяемых всеми сотрудниками.
Имидж делового человека.
Каждый из нас создаёт из себя определённый образ, как сейчас говорят – имидж. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотёпы, грубияна, скандалиста… Сколько людей – столько и образов.
Всегда и везде необходимо быть в подходящей к случаю одежде!
Во многом наш образ зависит от восприятия нас другим человеком. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих.
Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге <Как завоевать друзей и оказать влияние на людей> предложил шесть правил искусства нравиться.
Первое – искренне интересоваться другими людьми. Чтобы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимения. Стараться выяснить, что ваш собеседник думает по тому или иному вопросу, как он живёт, чем интересуется.
Второе – улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии и ехидства, идущая изнутри человека, скажет: <Я рад тебя видеть, мне приятно говорить с тобой>.
Третье – обращаться к собеседнику по имени. Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а еще лучше – записать.
Четвёртое – уметь слушать собеседника, при этом задавать вопросы, на которые самому хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глубокий вдох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит.
Пятое - говорить с собеседником о том, что его интересует. Это самый верный путь к сердцу человека.
Шестое – внушать друзьям, коллегам осознание их собственной значимости для вас, коллектива, семьи… Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить их и благодарить за то доброе, что они делают для нас. Хорошие слова приятны окружающим. После хороших слов, сказанных людям, вы сами почувствуете, что становитесь добрее.
Этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения педагога. Знание его — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Знание этикета, культура поведения — вот ключевые условия для успешной работы в любой организации. Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя “в нарушение этикету”.
История этикета Этикет — явление историческое.
Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции.
Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодавлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на собеседника. Культурный человек будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику, т.е. всем показывать искреннее уважение. Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга людей. В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Всегда необходимо помнить о чувстве меры. В речевом этикете большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков собеседника, оценку ума.
Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
Как избежать ссоры.
Говорят, если два человека ссорятся, то неправы оба.
И больше виноват тот, кто умнее. Он должен первым отказаться от ссоры.
Займитесь чем – то отвлекающим от ссоры.
Не стремитесь любым способом доругаться и взять реванш – это явные признаки аномальной личности, когда человек самоутверждается за счет ссоры.
Старайтесь:
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе.
Помните:
«Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Коллектив – это семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми словами, добрыми делами.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям предметам — образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Слушать внимательно, когда ребенок разговаривает с вами.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.