CCI09122015_0008

заказчика, в том числе степень достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации

образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования1.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.

Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

  • образовательная статистика;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;
  • посещение непосредственно образовательной деятельности , мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.

 

  1. Основные цели, задачи, функции и принципы

системы оценки качества образования

 

2.1. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым ФГОС ДО.

2.2. Задачами системы оценки качества образования являются:

  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.

2.3.Функциями системы оценки качества образования являются:

  • определение объекта системы оценки качества образования, установление параметров; подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно – диагностических материалов, методов контроля.
  • сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса.
  • принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей.
  • изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения принятие решений, прогнозирование развития;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении.

2.4.Основными принципами системы оценки качества образования ДОУ являются:

  • принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • принцип инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
  • качества образования в дошкольном учреждении.

 

  1. Организационная и функциональная структура системы оценки

качества образования

 

3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, службу (группу) мониторинга ДОУ, временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов, комиссии и др.).

3.2. Администрация дошкольного учреждения:

  • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего дошкольного учреждения и контролирует их исполнение;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование СОКО ДОУ, участвует в этих мероприятиях;
  • обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • организует СОКО в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;
  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
  • обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, самообследование деятельности образовательного учреждения, публичный доклад заведующего);
  • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО.

3.3. Служба (группа) мониторинга:

  • подбирает или разрабатывает методики оценки качества образования;
  • участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения;
  • участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов дошкольного учреждения;
  • содействует проведению подготовки работников дошкольного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития воспитанников и формируют предложения по их совершенствованию;
  • готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения.

3.4. Совет педагогических работников дошкольного учреждения:

  • принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения;
  • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
  • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;
  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением по вопросам образования и воспитания обучающихся.

 

 

  1. Реализация внутренней системы оценки качества образования

 

4.1.Мероприятия по реализации целей и задач внутренней СОКО планируются и

осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

4.2. Предметом системы оценки качества образования являются:

  • качество условий реализации ООП образовательного учреждения.
  • качество организации образовательной деятельности.
  • качество результатов освоения ООП образовательного учреждения.

4.3. Реализация СОКО осуществляется посредством существующих процедур

оценки качества образования.

4.3.1. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО образовательного учреждения включает в себя:

1) требования к психолого-педагогическим условиям:

  • наличие системы психолого-педагогической оценки развития воспитанников, его динамики, с целью корректировки образовательного маршрута индивидуального развития
  • наличие условий для медицинского сопровождения обучающихся в целях охраны и укрепления их здоровья;
  • наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения обучающихся, инклюзивного образования (в случае его организации);
  • наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП, в том числе в плане взаимодействия с социумом;
  • оценка возможности предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;
  • оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня и т.п.).
  • динамика состояния здоровья и психофизического развития обучающихся.

2) требования к кадровым условиям:

  • укомплектованность кадрами;
  • образовательный ценз педагогов;
  • уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК);
  • динамика роста категорийности;
  • результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов);
  • наличие кадровой стратегии.

3) требования к материально-техническим условиям:

  • оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
  • оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН;
  • оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов;
  • информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения)

4) требования к финансовым условиям:

  • финансовое обеспечение реализации ООП образовательного учреждения осуществляется на основе плана финансово – хозяйственной деятельности

5) требования к развивающей предметно-пространственной среде:

  • соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе ДОУ и возрастным возможностям воспитанников;
  • организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
  • наличие условий для инклюзивного образования (в случае его организации);
  • наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых (в том числе обучающихся разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

4.3.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательной деятельности включает в себя:

  • результаты лицензирования;
  • оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий;
  • обеспеченность методическими пособиями и литературой;
  • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
  • оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций, анкетирование  родителей;
  • участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня;
  • уровень освоения обучающимися предметно пространственной среды.

4.3.3. Содержание процедуры оценки качества результатов освоения ООП ДО включает в себя: (выбрать, в соответствии с реализуемой программой)

  • наличие экспертизы психолого-педагогических условий реализации образовательной Программы;
  • наличие системы педагогической диагностики, отражающей динамику индивидуального развития ребенка и степень освоения ООП ДОУ;
  • наличие системы комплексной психолого-педагогического диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей;
  • наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
  • динамика показателя здоровья детей;
  • динамика уровня адаптации детей раннего возраста;
  • уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОУ.

 

4.4. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения.

4.5. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.

 

Критерии Показатели
Образовательные результаты воспитанников -Доля обучающихся полностью усвоивших ООП.-Доля обучающихся, участвовавших в мероприятиях/конкурсах различного уровня.-Результативность участия обучающихся в мероприятиях/конкурсах различного уровня.-Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием.
Здоровье воспитанников -Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника (заболеваемость)-Состояние травматизма-Выполнение детодней-Выполнение норм питания
Условия реализации ООП - Укомплектованность кадрами.- Состояние условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН.- Соответствие службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов.- Наличие условий для инклюзивного образования.

-Информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта).

– Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС ДО (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность).

-Соответствие компонентов РППС реализуемой ООП ДОУ и возрастным возможностям обучающихся.

-Реализация сетевого взаимодействия с социальными партнерами и др. ОУ.

-Вариативность дошкольного образования.

-Доля обучающихся, охваченных коррекционным образованием

Кадровый потенциал -Использование современных/инновационных педагогических технологий; -Квалификационные категории,-Курсовая подготовленность педагогов;Участие и результативность участия педагогов в мероприятиях/конкурсах различного уровня).
Взаимодействие с семьями (законными представителями) обучающихся -Доля родителей, участвующих в жизни ДОУ-Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в ДОУ.

 

4.6. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются решением педагогического совета и утверждаются приказом заведующего ДОУ.

4.7. Данные, полученные в результате оценочных мероприятий, отражаются в анализе выполнения годового плана (определяется эффективность проведенной работы, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОО для реализации в новом учебном году), отчете о результатах самообследования и других отчетных документах ДОУ.

 

  1. Общественное участие в оценке и контроле качества образования

5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:

  • основным потребителям результатов системы оценки качества образования;
  • средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОУ;
  • размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте ДОУ.

 

 

CCI09122015

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.