заказчика, в том числе степень достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования1.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- образовательная статистика;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы;
- отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;
- посещение непосредственно образовательной деятельности , мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.
- Основные цели, задачи, функции и принципы
системы оценки качества образования
2.1. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым ФГОС ДО.
2.2. Задачами системы оценки качества образования являются:
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.
2.3.Функциями системы оценки качества образования являются:
- определение объекта системы оценки качества образования, установление параметров; подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно – диагностических материалов, методов контроля.
- сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса.
- принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей.
- изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения принятие решений, прогнозирование развития;
- расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении.
2.4.Основными принципами системы оценки качества образования ДОУ являются:
- принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
- принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
- принцип инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
- принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
- принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
- качества образования в дошкольном учреждении.
- Организационная и функциональная структура системы оценки
качества образования
3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, службу (группу) мониторинга ДОУ, временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов, комиссии и др.).
3.2. Администрация дошкольного учреждения:
- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего дошкольного учреждения и контролирует их исполнение;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование СОКО ДОУ, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
- организует СОКО в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, самообследование деятельности образовательного учреждения, публичный доклад заведующего);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО.
3.3. Служба (группа) мониторинга:
- подбирает или разрабатывает методики оценки качества образования;
- участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения;
- участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов дошкольного учреждения;
- содействует проведению подготовки работников дошкольного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития воспитанников и формируют предложения по их совершенствованию;
- готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения.
3.4. Совет педагогических работников дошкольного учреждения:
- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением по вопросам образования и воспитания обучающихся.
- Реализация внутренней системы оценки качества образования
4.1.Мероприятия по реализации целей и задач внутренней СОКО планируются и
осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.2. Предметом системы оценки качества образования являются:
- качество условий реализации ООП образовательного учреждения.
- качество организации образовательной деятельности.
- качество результатов освоения ООП образовательного учреждения.
4.3. Реализация СОКО осуществляется посредством существующих процедур
оценки качества образования.
4.3.1. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО образовательного учреждения включает в себя:
1) требования к психолого-педагогическим условиям:
- наличие системы психолого-педагогической оценки развития воспитанников, его динамики, с целью корректировки образовательного маршрута индивидуального развития
- наличие условий для медицинского сопровождения обучающихся в целях охраны и укрепления их здоровья;
- наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения обучающихся, инклюзивного образования (в случае его организации);
- наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП, в том числе в плане взаимодействия с социумом;
- оценка возможности предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;
- оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня и т.п.).
- динамика состояния здоровья и психофизического развития обучающихся.
2) требования к кадровым условиям:
- укомплектованность кадрами;
- образовательный ценз педагогов;
- уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК);
- динамика роста категорийности;
- результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов);
- наличие кадровой стратегии.
3) требования к материально-техническим условиям:
- оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
- оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН;
- оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов;
- информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения)
4) требования к финансовым условиям:
- финансовое обеспечение реализации ООП образовательного учреждения осуществляется на основе плана финансово – хозяйственной деятельности
5) требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе ДОУ и возрастным возможностям воспитанников;
- организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
- наличие условий для инклюзивного образования (в случае его организации);
- наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых (в том числе обучающихся разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
4.3.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательной деятельности включает в себя:
- результаты лицензирования;
- оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий;
- обеспеченность методическими пособиями и литературой;
- эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
- оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей;
- участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня;
- уровень освоения обучающимися предметно пространственной среды.
4.3.3. Содержание процедуры оценки качества результатов освоения ООП ДО включает в себя: (выбрать, в соответствии с реализуемой программой)
- наличие экспертизы психолого-педагогических условий реализации образовательной Программы;
- наличие системы педагогической диагностики, отражающей динамику индивидуального развития ребенка и степень освоения ООП ДОУ;
- наличие системы комплексной психолого-педагогического диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей;
- наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- динамика показателя здоровья детей;
- динамика уровня адаптации детей раннего возраста;
- уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОУ.
4.4. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.
Критерии | Показатели |
Образовательные результаты воспитанников | -Доля обучающихся полностью усвоивших ООП.-Доля обучающихся, участвовавших в мероприятиях/конкурсах различного уровня.-Результативность участия обучающихся в мероприятиях/конкурсах различного уровня.-Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием. |
Здоровье воспитанников | -Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника (заболеваемость)-Состояние травматизма-Выполнение детодней-Выполнение норм питания |
Условия реализации ООП | - Укомплектованность кадрами.- Состояние условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН.- Соответствие службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов.- Наличие условий для инклюзивного образования.
-Информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта). – Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС ДО (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность). -Соответствие компонентов РППС реализуемой ООП ДОУ и возрастным возможностям обучающихся. -Реализация сетевого взаимодействия с социальными партнерами и др. ОУ. -Вариативность дошкольного образования. -Доля обучающихся, охваченных коррекционным образованием |
Кадровый потенциал | -Использование современных/инновационных педагогических технологий; -Квалификационные категории,-Курсовая подготовленность педагогов;Участие и результативность участия педагогов в мероприятиях/конкурсах различного уровня). |
Взаимодействие с семьями (законными представителями) обучающихся | -Доля родителей, участвующих в жизни ДОУ-Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в ДОУ. |
4.6. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются решением педагогического совета и утверждаются приказом заведующего ДОУ.
4.7. Данные, полученные в результате оценочных мероприятий, отражаются в анализе выполнения годового плана (определяется эффективность проведенной работы, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОО для реализации в новом учебном году), отчете о результатах самообследования и других отчетных документах ДОУ.
- Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:
- основным потребителям результатов системы оценки качества образования;
- средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОУ;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте ДОУ.