Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №25»
Занятие по социально-коммуникативному развитию
в старшей группе
Тема: « Путешествие в страну Правдилию»
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
Лысенко Ж.А.
г. Михайловск
2015 г.
Занятие по социально-коммуникативному развитию
в старшей группе
Литература:
– Методические рекомендации « Толерантность и правовая культура дошкольников».
Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова
– « Правовое образование в ДОУ». Н.Н. Копытова
– « Азбука общения». Л. М. Шипицина
-« Формирование нравственного здоровья дошкольников».
Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова
Тема: « Путешествие в страну Правдилию»
Цель: Способствовать социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста
при помощи формирования основ правовых знаний.
Задачи:
-Дать детям общие представление об их правах.
-Способствовать развитию правового мировозрения и нравственных представлений.
-Совершенствовать знания, умения в игре.
-Закрепить названия и авторов сказок.
-Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
-Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим.
Материалы:
-Картинки «Право на имя», «Право на отдых», «Право на образование»,
«Право на заботу», «Право на жильё».
-Дидактическая игра «Блоки Дьениша».
Ход занятия:
-Ребята, я, расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется
Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо.
Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на свободу, право на отдых.
-Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)
-Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие?(ответы детей)
Давайте перед путешествием возьмёмся за руки и подарим друг другу добрую улыбку,
ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
Дети: (в хороводе) Итак, в Правдилию вперёд. «Книга прав» там живёт.
Должны мы многое узнать И там страницы отыскать.
Нам будут в этом помогать Герои разных сказок.
По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают нас на свете.
Воспитатель:
-Посмотрите сколько всего интересного! Вот мы оказались в сказочной стране.
А чтобы узнать в какую сказку мы попадём, нам поможет волшебная тарелочка и
наливное яблочко: «Катись наливное яблочко по волшебной тарелочке, и приведи нас в сказку»
(яблочко остановилось).
1 Сценка (выходит первый ребёнок, одетый в костюм Гадкого утёнка)
Воспитатель:
-Куда же мы попали? На птичий двор, а что же здесь делает этот утёнок, он один, никого нет.
Ребята, как называется эта сказка? («Гадкий утёнок», Х. К. Андерсен)
Гадкий утёнок:
Словно осенние тёмные стаи Кружат и кружат ненастные дни.
Я здесь один на всём белом свете.
Друг мой найдись и на помощь приди!
Обижают, клюют меня прямо с пелёнок,
И зовут так обидно «Гадкий утёнок»
Воспитатель:
-Очень печально.
Ребята, давайте придумаем утёнку имя (Желтыш, Пушок, Красавчик, Быстрокрыл, Шустрик)
-Утёнок, какое имя тебе понравилось?
Гадкий утёнок:
-Шустрик-это имя мне понравилось
Воспитатель:
-Дети, утёнок выбрал себе имя Шустрик, значит он какой? (ответы детей)
-Шустрик,ты любишь играть? Мы предлагаем тебе поиграть с нами в хороводную игру « Тишина».
Тише, тише, тишина Не колышется вода,
Не шумят камыши Засыпают …(Ксюша, Андрюша, Варя, Полина…)
(названные дети садятся на корточки, имитируя засыпание,
а затем , когда музыка закончится, каждый по очереди встаёт и называет своё имя).
Воспитатель:
-Каждый человек, ребёнок имеет право на имя.
Ребята как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству.)
Кто знает, что такое отчество? ( Ответы детей.) Правильно, это имя папы. Надо знать имена,
отчества и фамилии своих родных.
-Ребята мой главный документ паспорт. Дети, а какой документ главный у вас? (ответы детей)
У меня в руках документ, который называется « Свидетельство о рождении».
Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребёнка, дату и место рождения.
Также фамилии, имена и отчества его родителей . Каждому из вас выдано такое свидетельство.
Когда придёте домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты.
Вы ещё раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена,
отчества и фамилии ваших родителей.
Воспитатель:
Дети каждый ребёнок, человек имеет право на имя.
И у нас появилась первая страница в нашей книге «Прав».
Воспитатель:
«Катись наливное яблочко по волшебной тарелочке, и приведи нас в сказку». (Яблочко остановилось).
Сценка: ( Мальвина тянет Буратино за руку)
Воспитатель:
-Ребята, в какую сказку мы попали ? Кто автор? «Приключения Буратино» А. Н.Толстой.
Мальвина:
-Буратино, пойдём со мной учиться.
Буратино:
-Не пойду, не хочу, у меня нет» Азбуки».
Воспитатель:
-Буратино, а мы с ребятами каждый день занимаемся и узнаём много нового.
–Буратино, а любишь играть? Идите к нам, и мы поиграем. Может тебе понравится играть,
и у тебя появится желание учиться. А поиграем мы в игру, которая называется «Найдём закономерность и подберём пару к слову».
-Кому даю цветок – тот отвечает.
Огурец – овощ, ромашка- …
Осень – дождь, зима- …
Птица – перья, рыба – …
Учитель – школа, врач – …
Стол – скатерть, пол – …
Утро – завтрак, вечер – …
Человек – руки, кошка – …
Рыба – вода, птица – …
Красный – стоять, зелёный – …
Малина – ягода, берёза – …
Куртка – осень, шуба – …
Корзина – гриб, аквариум – …
Буратино: Спасибо, ребята, обязательно пойду учиться. Это очень интересно.
Воспитатель:
-А мы тебе подарим « Азбуку». Дети, следующая страница нашей книги, о том, что каждый
имеет право на образование.
Воспитатель:
«Катись наливное яблочко по волшебной тарелочке, и приведи нас в сказку»
(Яблочко остановилось).
3 Сценка (Золушка протирает стульчик, метёт пол)
Воспитатель:
-Вы, дети, узнали, в какую сказку мы с вами попали? Кто автор?
(«Золушка» Ш. Перро)
-Золушка, о чем ты мечтаешь?
Золушка:
-Мне очень хочется попасть на бал, я люблю танцевать, но не могу, работы много.
Воспитатель:
-Золушка, отдохни, потанцуй с нами.
Танец « Полька» Золушка:
– Спасибо, ребята! Я отдохнула и повеселилась.
Воспитатель:
-И вот у нас есть ещё одна страница о том, каждый ребёнок имеет право на отдых.
Воспитатель:
«Катись наливное яблочко по волшебной тарелочке, и приведи нас в сказку»
(Яблочко остановилось).
Сценка:
-Мы с вами оказались на полянке.
-Ребята, вы слышите, кто – то плачет? (сидит Зайчик и плачет).
-Зайчик, что ты плачешь? Кто тебя обидел?
Зайчик:
-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка
растаяла, она попросилась ко мне, да меня и выгнала. Остался я без дома.
Воспитатель:
-Ребята, как называется эта сказка? Кто её написал?
(«Заюшкина избушка» русская народная сказка).
-Ребята давайте заглянем в избушку (Стук в домик).
Лиса:
Как выскочу, как выпрыгну – Пойдут клочки по закоулочкам.
Зайчик:
– как же мне быть, где я буду жить? А – а – а
Воспитатель:
– Мы знаем о твоём горе. И готовы тебе помочь. Мы с ребятами построим тебе новое жильё.
Воспитатель:
-Дети, поможем Зайчику? Построим ему домик? Игра « блоки Дьениша».
Воспитатель:
– Посмотри, Зайчик, сколько, много красивых домиков мы построили.
Зайчик:
-Спасибо, ребята! Я позову своих друзей. Пусть живут в домах. У нас будет целая улица.
Воспитатель:
-Ребята, чьи права были нарушены? (ответы детей)
-Кто нарушил права зайца? (ответы детей)
-Ребята, в нашей книге появилась следующая страница, о том, что каждый ребёнок
имеет право на жильё.
Воспитатель:
«Катись наливное яблочко по волшебной тарелочке, и приведи нас в сказку»
(Яблочко остановилось).
Сценка: (Красная Шапочка стучится в домик)
Волк: (в образе бабушки):
– Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется.
(Красная Шапочка дёргает за верёвочку и заходит в дом)
Красная шапочка:
-Бабушка, почему у тебя такие большие уши?
Волк :
-Это, чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.
Красная шапочка:
-Бабушка, почему у тебя такие большие глаза?
Волк :
-Это, чтобы лучше видеть тебя, дитя моё.
Воспитатель:
-Как называется эта сказка? Кто автор? («Красная Шапочка» Ш. Перро).
-Ребята, ведь Красной Шапочке грозит опасность. Давайте напугаем Волка,
затопаем, захлопаем. (Волк убегает) Красная шапочка:
-Спасибо, ребята, что вы спасли меня. Вы дружные, а только дружба побеждает зло.
Воспитатель:
-И вот ребята, в нашей книге появляется ещё одна страница о том, что каждый ребёнок
имеет право на заботу (на безопасные условия жизни)
Красная шапочка:
Я утром встаю, чтобы радостно жить:
Маме помочь, цветочки полить,
Папу понять и братишку обнять,
В садике дружно всегда поиграть.
Добрые чувства жадно ловлю.
Я этот мир бесконечно люблю.
« Песенка друзей» Муз. В. Герчик, сл. Я. Акима.
Воспитатель:
-Ребята, мы познакомились сегодня с некоторыми правами. Вспоминаем права,
смотрим на картинки и называем их:
«Право на имя» «Право на обучение» «Право на отдых» «Право на дом (жилище)»
«Право на заботу (Безопасные условия жизни)»
Воспитатель:
-Дети, вам понравилось наше путешествие?
Дети сигналят карточками:
Зелёной – поучительно,
Жёлтой – интересно,
Красной – скучно.
– Ребята, наше путешествие подошло к концу.
-Теперь нам в детский сад пора.
-До встречи, добрые друзья.