Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 25»
Конспект открытого занятия в старшей группе
по ОБЖ « Дети и пожар»
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
Комаревцева Е.Н.
Цель: закрепить и обобщить с детьми правила пожарной безопасности;
Задачи: учить детей быть осторожными в обращении с огнём;
-проверить сформированность адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях на практике;
-закрепить знания детей о профессии пожарного;
-расширить словарь детей по теме пожарная безопасность;
-воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
-закрепить знание у детей домашнего адреса, фамилии и имя, сколько лет;
-развивать физические качества, быстроту, ловкость.
Материалы: посылка в ней обожжённое письмо от Феи Огня, коробок со спичками – заданиями; картинки на которых изображена форма пожарных
( старого образца и нового); фотографии с изображением пожарной техники; сюжетные картинки с различными пожарными ситуациями; материалы для опыта с огнём: 5 свечей, песок, лейка с водой, стиральный порошок, земля, колба, металлический поднос; 2 туннеля, 2 ведёрка, фишки, спортивные палки, телефоны;
настоящий огнетушитель и его изображение; музыка «Отважная пожарная команда», «Пожарные», «Спортивный марш пожарных».
Предварительная работа:
1.Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
2.Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
3.Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого, «Пожар», «В дыму» В.Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака.
4.Рассматривание иллюстраций к ним.
Беседа о профессии «Пожарный».
Ход занятия:
Психологический настрой.
Дети сидят в кругу на стульчиках.
Педагог: «Давайте сейчас возьмёмся за руки и подарим наше тепло и наши улыбки друг другу, и сохраним наши улыбки на протяжении всего нашего занятия».
Педагог: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, кто нам её прислал! (открывают посылку, а в ней обожённое письмо) Ой, а здесь письмо, но какое-то необычное, оно немного сгоревшее и я сейчас попробую его прочитать.
«Привет, детишки!
Я- повелительница огня! Я творю пожары, жгу дома со своей дочкой Спичкой! Она весёлая и шаловливая девчонка. Очень уж она любит танцевать, что забывает обо всём на свете. Воспламеняется и тут же загорается. Танцуя, она задевает шторы, предметы в доме, выходя на улицу — задевает деревья, дома, кусты, траву, и всё что попадается ей на пути. Всё это сгорает.
Но нас можно раз добрить, если выполните наши задания».
Педагог: что же ребята, попробуем справиться и выполним задания Феи Огня и её дочки Спички! Здесь в посылке лежит спичечный коробок, но спички детям не игрушка, так что открою его я (в коробке лежат 4 спички на каждой задание). А вот и первая спичка с заданием.
1 спичка-задание: « Игра «хорошо», «плохо», «огонь»».
Педагог: что же это за слова? Юля попробуй их прочитать? Что это могло бы значить? Попробуем разобраться?
Ребята, а нужен ли нам огонь?
Дети: нужен: для света, тепла, приготовления пищи, костёр для отдыха.
Педагог: значит это хорошо? А когда огонь-плохо?
Дети: когда с ним неосторожно обращаются.
Итог: что же получается, нужен нам огонь? (Да.) Но если с ним осторожно обращаться. Вот и разгадали мы первую загадку Феи Огня.
2 спичка- задание: «Беда-пожар!»
Ростом спичка — невеличка.
Не смотрите, что мала!
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!
Игра-ситуация «Беда-пожар!»
Педагог: вот представьте себе, что случился пожар, и мы с вами не можем потушить его сами, то для этого нам надо набрать номер пожарной службы 01, а затем назвать свой домашний адрес, фамилию и имя, сколько лет.
Посмотрите, у нас есть телефоны, давайте поучимся вызывать пожарную бригаду. Я буду дежурным- диспетчером в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда-пожар.
(Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание детей, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона.)
Педагог: А теперь давайте вспомним правила поведения, которые следует соблюдать во время пожара:
-Немедленно покинуть помещение, где возник огонь и закрыть за собой дверь.
-Двигаться к двери ползком или пригнувшись к полу — внизу меньше дыма.
-Не прятаться под диван, стол, кровать, шкаф, ванну комнату.
-Звать на помощь прохожих, соседей.
– Вызвать пожарную бригаду по телефону 01.
-Когда приедут пожарные, во всём слушаться и не бояться, они лучше знают как нас спасти.
Физкультурная разминка: «Полоса препятствия юных пожарных».
Мы пожарные ребята,
Мы нигде не пропадём.
Мы пожар всегда потушим,
Очень строги мы с огнём!
Чтобы с ним справляться ловко,
Нам поможет тренировка!
-Перепрыгнуть через палку,
-Пролезть в туннель,
-Обойти «змейкой» фишки,
-Вылить ведро воды на горящий дом.
Педагог: Молодцы, отлично посоревновались.
3-я спичка: «Картинная галерея».
Педагог: Ребята, я догадалась – это музей «Пожарной безопасности».
Пройдёмте, пожалуйста в 1 зал нашего мини – музея.(Дети рассматривают картинки с пожарными ситуациями, после чего каждый ребёнок в стихотворной форме рассказывает правила).
-Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице и в комнате о нём ребята помните! Спички не тронь, в спичках огонь!
-Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами будьте осторожны: с утюгом и чайником, с плитой и паяльником!
-Правило третье: не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
-Правило четвёртое: хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь!
-Правило пятое: приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом костёр не жалей, землёй забросай и водою залей.
Педагог: Ребята, если мы будем соблюдать эти правила, с нами никогда не случиться беды.
А кто помогает людям справиться с пожаром? ( Пожарные.) О профессии пожарного мы с вами узнаем, если пройдём в следующий зал нашего мини – музея. Проходите.
Что, вы знаете о форме пожарного? ( Сравнение формы пожарного прошлых лет и современной формы пожарных): пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне. Скажите, а зачем пожарному каска? (защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадёт).
Когда случается пожар, это очень опасно, а тушить пожар, это очень не легко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелый, отважный, храбрый, добрый). Каких людей не возьмут в пожарные? (злых, трусливых и т.д.). Что необходимо, чтобы стать пожарным? ( заниматься спортом, уметь слушать, знать много правил по спасению людей).
4-я спичка: «Свеча и колба» (Экспериментальная лаборатория)
Педагог: Ребята, прежде, чем приступить к выполнению этого задания нам придётся одеть фартуки и нарукавники. А я, надену халат и очки, теперь мы настоящие лаборанты. Прошу пройти в нашу лабораторию. Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнём. Познакомимся с огнём и его свойствами.
Миллион лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал тепло. На огне люди готовили пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить без присмотра, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто там, где люди неосторожны с огнём, они получают ожоги и отравления. Сейчас мы с вами проведём опыты с огнём и будем очень осторожны.
Воспитатель, зажигает свечу: «Дети, что вы увидели? (огонёк). Какой он? (яркий, красивый, привлекает к себе внимание). Можно ли к нему прикоснуться? Объясните почему? (ответы детей). Если огонь становиться опасным, как человек может с ним справиться? (потушить). Чего боится огонь? (воды, песка, земли, пены, порошка). Давайте сейчас это и проверим.
1-й опыт: на горящую свечу прольём немного воды (ребёнок выполняет указание педагога). Что произошло, и почему огонь погас? (огонь боится воды).
2-й опыт: на горящую свечу насыплем земли (ребёнок выполняет указание педагога). Что произошло, и почему огонь погас? (огонь боится земли).
3-й опыт: на горящую свечу насыплем песка (ребёнок выполняет указание педагога). Что произошло, и почему огонь погас? (огонь боится песка).
4-й опыт: на горящую свечу насыплем стиральный порошок (ребёнок выполняет указание педагога). Что произошло, и почему огонь погас? (огонь боится пены).
5-й опыт: а теперь проведём последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу накрываем стеклянной колбой. Что происходит с огнём (он гаснет). Почему огонь погас ? Без воздуха огонь существовать не может, поэтому, когда доступ воздуха прекратился, он погас.
Педагог: Вот ребята, мы и выполнили все задания Феи Огня и её дочки Спички. А давайте сейчас вспомним, какие задания нам загадывала Фея Огня и её дочка Спичка? (подведение итогов). Фея Огня раз добрилась и дарит вам эти медали. А напоследок мы, скажем нашим гостям:
Помните – о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Вы запомните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!