СЛАЙД 1 Выступление Манаевой Лоры Николаевны – председателя
Ставропольской краевой организации Профсоюза на краевом августовском
педагогическом совещании 20 августа 2015 года: «Об актуальных вопросах
развития системы образования и позиции Профсоюза».
Чтобы придать оптимистичность выступлению, предлагаю вспомнить одно
восточное наблюдение.
«Сплошные солнечные дни порождают лишь пустыню».
Оправдывая различные состояния не только природы, но и общества,
вынуждена остановиться на темах, вызывающих озабоченность Профсоюза.
По ходу выступления мы представим на экране подборку документов,
направленных в разные инстанции, в которых Профсоюз демонстрировал
несогласие с рядом позиций, тематические сборники, подготовленные
Центральным Советом Профсоюза совместно с Министерством образования и
проекты нормативных актов, разрабатываемые Министерством образования
совместно с Профсоюзом образования.
Сегодня, наверное, каждый, будь то руководитель или педагог, задается вопросом:
Как можно в невероятном многообразии новых документов, условий и
ожиданий обеспечить качество работы?
СЛАЙД 2. Образование имеет новое лицо – это факт. Отмечается
усложнение социокультурной образовательной среды – это естественно. Наша
основная цель – распространение эффективных моделей деятельности – согласны.
В то же время с профсоюзной точки зрения мы должны быть ориентированы на
наиболее проблемные зоны системы образования, которые в ближайшее время
могут оказать стагнационное воздействие на процессы модернизации.
СЛАЙД 3. 27 марта текущего года на Съезде Общероссийского Профсоюза
образования было подготовлено Обращение к депутатам Государственной Думы
Федерального Собрания РФ, в котором высказана большая обеспокоенность в связи с
дефицитом региональных бюджетов. Опасения Профсоюза нашли своё подтверждение в
дальнейшем развитии ситуации.
Обществу понятны условия жёсткого бюджета и необходимость его корректировки,
но не в ущерб сбалансированности человеческого бытия.
СЛАЙД 4. Ежегодно 7 октября в рамках всемирного дня действий проходит
всероссийская акция профсоюзов. В 2015 году под девизом «За справедливую
бюджетную политику! Нет произволу финансистов!». Выбранный девиз связан с
социально-экономической ситуацией в регионах и, зачастую, с несовпадением
содержания поручений высшего руководства страны с предложениями Минфина России.
К сожалению, мы являемся свидетелями перекраивания социальной карты,
в том числе с помощью косвенного сокращения гарантий, льгот и компенсаций.
СЛАЙД 5. Серьёзную озабоченность вызывает проблема финансового обеспечения
и изменения подходов к реализации Майских Указов Президента по повышению
реальной заработной платы. Корректировка динамики роста заработной платы ставит
под сомнение реализацию дорожных карт, означает фиксацию размеров заработной платы,
что на фоне сложившегося в 2014-2015г. и прогнозируемого уровня инфляции приведёт к
снижению реальной заработной платы работников.
Мы наблюдаем ревизию Майских Указов в части пересмотра исходной базы расчёта
средней заработной платы. В год литературы словесная казуистика достигает невероятного
уровня изощрённости. Замена понятия «средняя заработная плата» на «среднемесячный
доход от трудовой деятельности» даже не лингвисту не даёт оснований ставить знак равенства.
Да к тому же этот среднемесячный доход может быть ниже установленного президентскими
указами уровня с установлением допустимого отклонения до 7%. Как-то негоже
экономить на воспитателях и учителях. Для этого у нас вполне хватает богатых людей.
Профсоюз образования обеспокоен ситуацией с индексацией заработной платы и
увеличением МРОТ.
В основных направлениях бюджетной политики предусматривается индексация
расходов на оплату труда работников с 1 октября 2016 года лишь на прогнозный
уровень инфляции – 7 %.
Как мы знаем, индексация ФОТ в образовательных учреждениях не производилась
два года – в 2014 году и текущем 2015 году. Высокий уровень инфляции обуславливает
значительное уменьшение уровня реальной заработной платы работников и снижают её
покупательскую способность (1932 телеграммы от Ставропольской краевой организации
Профсоюза депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ).
Даже минимальный уровень инфляции за три года (2014-2016 годы) составит более 33 %,
тогда как увеличение МРОТ за эти годы составит лишь около 15 %.
В настоящее время МРОТ составляет 55 % от величины прожиточного минимума
трудоспособного населения. И планируемое лишь на 7 % повышение приведёт к ухудшению
этого состояния и будет в два раза меньше ожидаемого уровня инфляции.
Хочется напомнить, что для решения амбициозных задач модернизации образования
необходимы не только квалифицированные кадры, но и обслуживающий персонал.
Однако многолетняя тенденция к не повышению их оплаты труда до сих пор не преодолена.
Назревает новая (старая) тема – переход на централизованное бухгалтерское обслуживание
муниципальных учреждений образования.
Статистика свидетельствует, что бухгалтерский аутсорсинг получил широкое применение
в производственной сфере, но образование – это другая отрасль.
Поэтому правомерен вывод – переход к централизованным бухгалтериям не является
однозначным и требует детального анализа в условиях конкретной управленческой ситуации.
Как вариант – предлагаем провести общественное обсуждение данной темы.
СЛАЙД 6. Уважаемые коллеги! Структурные, организационные решения должны
повышать эффективность деятельности образовательных организаций. А в настоящее
время вызывают тревогу очередные ожидаемые изменения в «дорожной карте» с
последующими изменениями в социальных нормативах.
СЛАЙД 7. В поле особого внимания краевой организации Профсоюза и в 2015 году
продолжает оставаться вопрос о предоставлении мер социальной поддержки педагогическим
работникам сельской местности. В прошедшем и нынешнем году были предприняты шаги в
сторону ухудшения положений действующего 13-КЗ, путем установления фиксированного
размера компенсации. Существующая не только в нашем крае, но и в ряде субъектов РФ
положительная судебная практика, закрепленная в решениях Верховного и
Конституционного Суда РФ, подтверждает неправомерность указанных действий.
Так стоит ли повторно совершать те же ошибки? И нарушать принцип поддержания
доверия граждан к закону и действиям власти. Или мы можем ответственно заявить,
что у нас в крае созданы все условия для обеспечения доступности и качественного
образования в сельской местности?
СЛАЙД 8. В контексте обозначенной темы считаем обязательным проведение
предварительных и предметных консультаций с участием представителей краевой
организации Профсоюза по всем вопросам, касающимся изменений в региональной
нормативной базе в отношении установленных социальных гарантий.
Ведь это наша совместная цель – предотвращение нарушений в процессе реализации
государственной социальной политики.
К сожалению, и в нашей отрасли не всегда встречается единообразное понимание
требований трудового законодательства работодателями, работниками и
контролирующими структурами труда.
СЛАЙД 9. Хотелось бы обратить внимание на документ с новыми подходами к
осуществлению контрольно-надзорной деятельности. Это Концепция повышения
эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Новая организационная модель «Открытая инспекция труда» основана на взаимном
сотрудничестве между федеральной инспекцией труда, работодателями и
работниками. Результативное решение существующих проблем возможно только
в условиях смещения акцентов с действующей «модели санкций», при которой
контроль в основном направлен на выявление уже совершённого нарушения и наказания
за несоблюдение правил на «модель соответствия», в основе которой лежат
упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение
нарушений.
В сфере регулирования трудовых отношений, основанном на сотрудничестве работников,
работодателей и контролирующих структур сегодня декларируется прозрачность и
открытость.
К общественным мерам, согласно документу, относится приоритетное информирование
работников и работодателей. Профсоюзная организация готова подключиться к данному
направлению работы.
Сегодня Профсоюз вынужден вновь обратить внимание руководителей органов управления
образованием и педагогической общественности на проблему формирования независимой
оценки качества образования и её применения.
Федеральный закон принят. Не учитывать его в деятельности уже нельзя. Но реальная практика
гораздо шире тех рамок, которые зафиксированы в законе.
По нашему мнению, произошла замена цели – с оценки соответствия предоставляемого
образования на получение сведений об образовательной деятельности.
Кроме этого, установленный на законодательном уровне порядок проведения независимой
оценки качества работы образовательных организаций столкнулся с созданным ранее в
сфере образования порядком контроля качества образования, внедрением механизмов
государственно-общественного управления, государственным контролем и надзором за
деятельностью образовательных организаций, также закрепленном на
законодательном уровне.
Мы с тревогой наблюдаем попытки использования системы оценивания в качестве
основного управленческого механизма. Это приводит к тому, что независимая
оценка качества образования превращается в очередную форму отчетности, с
утверждением новых форм для заполнения результатов такой оценки, разрастанием
блоков оценок, дополнением их все новыми и новыми показателями.
По нашему мнению, независимая оценка качества образования должна стать
составным элементом региональной системы оценки качества образования, а ее
содержание не должно допускать дублирования процедур, методик, видов работ,
применяемых в региональной системе соответствующими контрольно-надзорными
органами.
А поэтому, мы предлагаем решить несколько задач:
Ускорить процесс приведения нормативных правовых актов по вопросам независимой
оценки качества образования в Ставропольском крае в соответствие с
Федеральным законом № 256-ФЗ с учетом нормативных правовых документов,
регулирующих функционирование региональной системы оценки качества
образования в СК, проведение мониторинга, условий и порядка сбора
отчетности в сфере образования.
Предлагаем проект Резолюции педагогической конференции дополнить пунктом:
направить усилия органов исполнительной власти СК на урегулирование
всей системы отчетности, устранение избыточной бюрократизации процессов
управления в сфере образования, повышение эффективности управления
образованием.
По нашему мнению, реализация такого комплекса мер будет способствовать
обеспечению большей открытости независимой оценки качества образования,
а также снижению нагрузки непосредственно на руководителей образовательных
организаций и педагогических работников, связанной со всеми видами оценок
деятельности образовательных организаций.
Профсоюз не первый год выступает в качестве экспертной организации.
СЛАЙД 10. Активное участие принято в разработке приказа Министерства
образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени…» и
Постановлении Правительства РФ «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых
отпусках». Благодаря твердости Профсоюза обеспечена стабильность трудовых
прав педагогических работников в вопросах регулирования рабочего времени и отпусков.
Приятно, что приказом наконец-то поставлена точка в определении понятия «сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю».
Что не позволяет больше некоторым руководителям требовать от учителей
завышенного по времени пребывания в школе.
СЛАЙД 11. Нормативно урегулирован и вопрос об отпусках педагогов.
Профсоюз настаивал на сохранении прежней продолжительности отпуска.
Удалось отстоять все категории педагогических работников. Сложнее дело обстоит
с отпусками руководителей образовательных организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, работников методических центров.
Предлагаем – в локальных актах закреплять право на дополнительный отпуск
за ненормированный рабочий день.
Нас ожидают и другие изменения. В настоящий момент идет работа над проектами
приказов Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего
времени и времени отдыха педагогических и других работников…» и «О порядке
предоставления длительного отпуска сроком до одного года».
К сожалению, проблем гораздо больше, чем отпущенных для выступления минут,
но не хотелось бы заканчивать на грустной ноте трудностей.
СЛАЙД 12. В 2015 году профсоюзы отмечают 110-летний юбилей профсоюзного
движения и 25-летие Профсоюза образования России. Такие даты – неоспоримый
факт доверия к структуре, которая руководствуется принципом: с людьми и для людей.
И мы рады, что наша краевая организация приобрела ещё одного члена
Профсоюза – Министра образования и молодёжной политики Ставропольского края
Евгения Николаевича Козюру. Говорят, один человек с принятым решением
стоит ста, которые просто заинтересованы.
Спасибо за решение.
В этом году у нас состоялась встреча с Президентом страны Владимиром
Владимировичем Путиным. Он сказал, что государство будет поддерживать
профсоюзы в главной миссии – защите прав граждан. В генах системы образования
нашего региона заложено сотрудничество и надеемся оно станет залогом дальнейшего
развития образования в крае.
Успехов!